Портал художественного
образования Республики Марий Эл
Телефон редколлегии портала: 42-58-90
Авторизация
Забыли пароль?

Документы

                 Программа развития  образовательного   

     учреждения  на   2013-2018 годы.

       Обоснование и содержание программы развития Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей Республики Марий Эл «Национальная президентская школа искусств».  

  Обоснование

     В современном  обществе имеет место тенденция понижения нравственной устойчивости человека, его желания, стремления и способности к сохранению родной культуры. Гуманизация и гуманитаризация образования, в т.ч. художественного все еще пока остаются благими пожеланиями, не воплотившимися в практике как общеобразовательных, так и школ искусств. Это связано как с качеством образовательной деятельности обучающих и обучающихся, так и с трудностями социально-экономической ситуации, межнациональными конфликтами, к сожалению, имеющими место в нашей жизни, общей атмосферой бездуховности в обществе и т.п. Все эти обстоятельства усиливают необходимость возвращения образования и воспитания в контекст культуры, в частности, к высоконравственным основам народной культуры, которыми богата культура любого народа.  Мы, педагоги, глубоко осознаем свою миссию и ответственность за воспитание молодого поколения в духе уважения  и принятия нравственных ценностей национальных культур, которые во многом могли бы благотворно влиять на духовно- нравственное развитие растущей личности, значит, будущего нашего общества.  Уважаемый и признанный в мире этнопедагог, профессор Г.Н. Волков отмечает: «Народ в наиболее чистом виде представляют дети. Когда национальное умирает в детях, то это означает начало смерти нации». К счастью, в нашем регионе эти слова пока не находят подтверждения: растет молодое поколение, интересующееся культурой родного края, народа, функционируют школы искусств, развивается художественное творчество детей и т.п.  Но все же незначительный спад интереса к традициям, культуре, языку своего народа отмечается… И чтобы не потерять, что имеем, задача нас, педагогов - находить одаренных детей, помочь им развить свою индивидуальность, ибо через культуру, искусство и творчество ребенок познает мир, утверждает себя среди сверстников и взрослых. Для этого необходимо искать новые подходы, формы приобщения к художественному творчеству молодых. Необходимо найти «мостик» от традиционного к современности, чтобы современное развитое молодое поколение потянулось к изучению и развитию традиций родной культуры на новом современном уровне. Поэтому, считаем, нужно объединяться всем нам: и педагогам и нашему молодому поколению, увидеть то положительное, что имеется у каждого региона, народа, суметь взять «золотые крупинки» ценностей народной культуры и использовать в своей педагогической практике, а молодым показать, что культура каждого народа, в частности, и народная культура, в целом,  - это кладезь для формирования, становления высоконравственной, духовно богатой личности современного человека, развития нашего общества и будущее наших народов. Т.о., видится образовательно-воспитательный процесс художественного образования по условной схеме: через традиционную культуру на основе современных инновационных технологий к вершинам профессионального искусства. На достижение этой цели будет направлен заявленный проект «Создание республиканского центра искусств   для обучения одаренных детей на базе Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей Республики Марий Эл «Национальная президентская школа искусств».  Программа развития – путь к совершенствованию воспитательно-образовательного процесса с использованием нравственных ценностей традиционной культуры народов, формированию в молодых душах любви к родным истокам, формирование толерантности среди молодежи. И все это - согласно требованиям и на основе использования инфокоммуникационных и новых педагогических технологий современного общества. Найти/увидеть путь соотнесения традиций и современности в системе худлжественного образования в условиях развития современного общества   В Республике Марий Эл в системе художественного образования отрасли культуры работает 47 детских школ искусств, в которых обучается более 8 тыс. детей и подростков, из них 44 % - дети из поселков и сельских поселений республики. За последние пять лет охват детей детскими школами искусств увеличился с 12,5 % в 2007 году до 14 % в 2012 году.   Особое место среди детских школ искусств республики занимает Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Республики Марий Эл «Национальная президентская школа искусств» (далее – Национальная президентская школа искусств; школа), которая была открыта в 1960 году как школа-интернат № 1 для одаренных детей республики. Главная задача Национальной президентской школы искусств подготовка творческого потенциала региона, формирование всесторонне развитой личности, готовой к самоопределению и профессиональной самореализации в области искусств.  «Национальная президентская школа искусств» - подведомственное учреждение Министерства культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл. Имеет опыт проведения различных мероприятий, конкурсов, фестивалей, мастер- классов, семинаров и т.п. В школе учатся одаренные дети с самых дальних районов республики, в основном из числа мари. За 52 года в Национальной президентской школе искусств подготовлено более 2000 выпускников, из них 80 процентов входят в состав передовой творческой интеллигенции Республики Марий Эл: музыканты, художники, хореографы.   В школе успешно работает 6 детских образцовых творческих коллективов. Воспитанники Национальной президентской школы искусств уверенно выступают на международных, всероссийских, республиканских конкурсах юных дарований, становятся лауреатами и дипломантами, обладателями премий Министерства культуры Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации. В 2013 году детский образцовый хор школы искусств принял участие во Всероссийском конкурсе «ПОЁМ ДЛЯ МИРА» в г.Туапсе, где получил диплом ЛАУРЕАТА ПЕРВОЙ СТЕПЕНИ» и приглашен в культурную программу ОЛИМПИАДЫ СОЧИ-2014» В целом каждый четвертый учащийся школы является лауреатом и дипломантом различных конкурсных мероприятий. Среди учащихся детских школ искусств республики более 30 процентов призовых мест на республиканских конкурсах получают учащиеся Национальной президентской школы искусств. Школа дает равные стартовые возможности в овладении профессией в области искусств сельским детям, несет значительную социальную функцию: из 260 учащихся  98 детей из неполных семей, 10-из неблагополучных, 12-находящихся под опекой и попечительством. Педагогический ресурс школы искусств состоит из высококвалифицированного состава преподавателей: 60 процентов - с высшей категорией, 58 процентов - с педагогическим стажем свыше 25 лет; 25 процентов педагогических работников имеют почетные звания Республики Марий Эл и Российской Федерации. Ежегодно преподаватели школы становятся лауреатами Республиканского конкурса «Преподаватель года». По количеству выпускников Национальной президентской школы искусств, поступивших в профессиональные образовательные учреждения отрасли культуры, имеются стабильно-высокие результаты: в 2007 году продолжили обучение в средних профессиональных образовательных учреждениях культуры и искусств 91 процент выпуска; в 2008 году – 68 %    2009 году  - 95 %    2010 году  - 84%    2011 году  - 91 %    2012 году  - 87%    2013 году -  93% Ежегодно выпускники школы искусств составляют до 30 процентов от общего числа поступивших на факультет академической музыки Марийского республиканского колледжа культуры и искусств имени И.С. Палантая. В целом по всем музыкальным специальностям в указанном колледже треть контингента студентов – выпускники Национальной президентской школы искусств. Например, 2011 году в приемной компании средних профессиональных образовательных учреждений отрасли культуры Республики Марий Эл (Колледжа и Художественного училища) участвовали выпускники из 23 детских школ искусств республики. Наибольшее поступление выпускников из Национальной президентской школы искусств – 28 процентов от общего количества поступивших выпускников ДШИ. Для объективной оценки качества знаний и умений, проявленных уже в стенах Марийского республиканского колледжа культуры и искусств имени И.С. Палантая, был проведен мониторинг качества знаний у студентов двух наиболее массовых специальностей – «Фортепиано» и «Инструменты народного оркестра». В целом знания студентов – выпускников Национальной президентской школы искусств оцениваются 4,1-4,3 балла по предметам, важным для поступления в вуз: специальности, сольфеджио, русскому языку. Опыт деятельности Национальной президентской школы искусств
(в совокупности с общеобразовательной школой-интернатом) в 80-90 годах был использован другими регионами. В разное время сюда за опытом работы приезжали делегации преподавателей из Удмуртии, Коми, Ханты-Мансийска, где сегодня уже созданы свои образовательные комплексы, специализирующиеся по образовательным программам в области искусств для детей своего региона. В 2013 г. несколько раз  новую школу посетила делегация министерства культуры Чувашской Республики с целью создания и строительства подобной школы.
Правительством Республики Марий Эл уделяется пристальное внимание развитию материально-технической базы Национальной президентской школы искусств. В 2013 введен в эксплуатацию новый комплекс зданий Национальной президентской школы искусств, где под одной крышей расположены все помещения для обучения, воспитания, проживания нового поколения творческой интеллигенции региона. В комплексе зданий предусмотрены все необходимые классы, аудитории, мастерские и конечно же концертный зал, до этого школа не имела своего концертного зала.    Цели и задачи программы    Инновационное развитие художественного образования в интересах духовно-творческого преобразования России через использование нравственного  потенциала этнокультуры в условиях современного поликультурного многоязычного общества.       Улучшение материальной базы учреждения путём приобретения музыкальных инструментов. Качественное и конкурентоспособное образование в области культуры и искусства, создание благоприятных условий для обучения и воспитания одарённых детей и осознанного выбора будущей профессии, подготовка национальных творческих кадров; - содействие в поиске, поддержке и распространении ценных инициатив, инновационных идей, способствующих совершенствованию и модернизации системы художественного образования детей; - развитие мотивации детей к изучению культурного наследия своего народа; - популяризация и развитие национально-региональных и фольклорных мотивов в художественном творчестве и практическая адаптация их к условиям жизни современного общества; - выявление и развитие творческого потенциала школьников; - выявление и поддержка молодых талантливых исполнителей; - совершенствование мастерства  и исполнительской культуры исполнителей;  - содействие превращению художественного творчества в мощный фактор духовного развития ребенка и подростка; - активизация у школьников способности к творческому культурно-художественному преобразованию и созиданию через использование современных информационно-коммуникационных технологий; - обеспечение  школ и педагогов научно-методическими материалами и консультациями по культурно-художественному развитию школьников и т.п..   Общественное признание и значимость программы       Каждый человек талантлив. Добьётся ли человек успеха, во многом зависит от того, будет ли выявлен его талант, получит ли он шанс использовать свою одарённость. Реализованная возможность каждого человека проявить и применить свой талант, преуспеть в своей профессии влияет на качество жизни, обеспечивает экономический рост и прочность демократических институтов.       Современная экономика всё больше нуждается в специалистах, обладающих глубокими знаниями и способных к новаторству, поэтому работа по выявлению и развитию молодых талантов, основанная на лучшем историческом опыте и наиболее успешных современных образцах, – необходимый элемент модернизации экономики России. В Советском Союзе и в Российской Федерации накоплен богатый опыт работы с одарёнными детьми и молодёжью. России принадлежит приоритет в создании специализированных учебно-научных центров и школ для одарённых детей, выпускники которых сегодня входят в интеллектуальную элиту страны.  Многие прошедшие проверку временем формы работы с одарёнными детьми и молодёжью успешно применяются сегодня в России и в мире: создаются специализированные школы для детей, проявивших выдающиеся способности, центры дополнительного образования и технического творчества, проводятся интеллектуальные, творческие и спортивные состязания, расширяется сотрудничество школ с университетами, учреждениями культуры, науки и спорта, организуются летние и зимние школы для учащихся по разным отраслям знаний, заочные и вечерние школы при вузах, осуществляются исследовательские проекты и научные экспедиции. Всё это формирует необходимую для развития способностей среду.        За последние годы в стране увеличилось число лицеев, гимназий, специализированных школ, реализующих программы работы с одарёнными детьми. Десятки тысяч школьников и студентов участвуют в различных конкурсах и олимпиадах. Однако они не всегда находят себя во взрослой жизни. В связи с этим задача обеспечения «социального лифта» для талантливой молодёжи в условиях изменчивой и конкурентной экономики становится приоритетной.   Миссия государства в сфере поиска и поддержки одарённых детей и молодёжи состоит в том, чтобы создать эффективную систему образования, обеспечив условия для обучения, воспитания, развития способностей всех детей и молодёжи, их дальнейшей самореализации, независимо от места жительства, социального положения и финансовых возможностей семьи.   Основное внимание должно быть уделено повышению профессионального мастерства учителей и наставников, обеспечению высококачественного содержания образовательных программ, внедрению современных средств обучения. Для организации работы по этим направлениям необходимо интегрировать существующие механизмы поиска и поддержки одарённых детей и молодёжи в общенациональную систему выявления и развития молодых талантов.   Осуществление координации функционирования общенациональной системы выявления и развития молодых талантов на федеральном уровне  через национальный координационный совет по поддержке молодых талантов России. Построение и выполнение основных задач общенациональной системы выявления  юных дарований и развития молодых талантов.    1. Общенациональная система выявления и развития молодых талантов формируется как совокупность институтов, программ и мероприятий, обеспечивающих развитие и реализацию способностей всех детей и молодёжи в целях достижения ими выдающихся результатов в избранной сфере профессиональной деятельности и высокого качества жизни. 2. Общенациональная система выявления и развития молодых талантов строится на следующих базовых принципах: а) приоритет интересов личности ребёнка, молодого человека, его права на свободу выбора профессии, забота о его здоровье; б) доступность и открытость; в) опора на высококвалифицированные кадры, лучшие образовательные учреждения, передовые методики обучения; г) индивидуальный подход в обучении, непрерывность и преемственность на всех уровнях образования; д) межведомственное и сетевое взаимодействие; е) общественный и профессиональный контроль; ж) сочетание государственных и общественных инициатив и ресурсов.  Основными задачами общенациональной системы выявления и развития молодых талантов являются: а) создание условий для развития способностей всех детей и молодёжи независимо от места жительства, социального положения и финансовых возможностей семьи; б) поддержка лучших учителей и образовательных учреждений, распространение лучшей практики их работы и передовых методов обучения; в) поддержка образовательных учреждений высшей категории для детей, подростков и молодых людей, проявивших выдающиеся способности. Целевым индикатором и показателем реализации Программы станут достижение целей и задач проекта, мероприятия и максимальное количество участников проекта, выявление молодых дарований, презентация лучшего опыта регионов, накопление/создание электронной базы данных      Плановые направления программы     Выполнение основных  задач общенациональной системы выявления и развития юных дарований и молодых талантов : а) создание условий для развития способностей всех детей и молодёжи независимо от места жительства, социального положения и финансовых возможностей семьи; б) поддержка лучших учителей и образовательных учреждений, распространение лучшей практики их работы и передовых методов обучения; в) поддержка  и поощрение работников всех категорий образовательного учреждения .    Прогноз эффективности программы развития ОУ   Целевым индикатором и показателем реализации Программы станут достижение целей и задач, презентация лучшего опыта , накопление, создание электронной базы данных, выполнение основных направлений функционирования общенациональной системы выявления и развития юных дарований и молодых талантов:     Необходимые мероприятия

 1. развитие и совершенствование нормативно-правовой базы в сфере образования, экономических и организационно-управленческих механизмов, обеспечивающих:

      2. учёт результатов интеллектуальных, творческих состязаний и внеучебных достижений (формирование портфолио) детей и молодёжи при отборе для обучения по профессиональным образовательным программам, создание системы «социальных лифтов»;

     3.повышение заинтересованности педагогических работников, образовательных учреждений и работодателей в выявлении и поддержке одарённых детей и молодёжи;

   4. развитие и совершенствование научной и методической базы образовательного учреждения, включая:

  5.разработку разноуровневых образовательных программ, а также соответствующих им учебников, учебных и методических пособий;

   6.стимулирование педагогических работников и руководителей образовательных учреждений к работе по выявлению и развитию задатков и способностей детей и молодёжи;

   7.обеспечение условий для повышения квалификации педагогических работников и стимулирование роста их профессионального мастерства;

   8.  летних школ искусств ,организацию научных и творческих мероприятий для детей и молодёжи;

  9.развитие системы  интеллектуальных и творческих состязаний (в том числе конкурсов профессионального мастерства) для обучающихся  формирование условий для профессиональной самореализации:

   10.поддержку конкурсов профессионального мастерства на основе государственно-частного и социального партнёрства;

    11.развитие форм поддержки победителей и призёров интеллектуальных и творческих состязаний, подготовивших их педагогических коллективов и учреждений;

   12.Совершенствование формы  профориентационной работы с выпускниками ОУ